Прежде всего, нужно понять, зачем вам в поездке автомобиль. Как часто вы собираетесь его использовать? Учтите, что если нужно лишь доехать из аэропорта до гостиницы, то зачастую лучше воспользоваться такси или общественным транспортом, который за рубежом прекрасно развит. Вам нужна мобильность? Вы собираетесь посетить несколько городов? Тогда ответ однозначен — берем автомобиль напрокат.Как за границей взять автомобиль в аренду?
     Найти прокатную компанию в городе, куда вы прилетите, не трудно — достаточно вбить название пункта назначения и словосочетание car rental. Зачастую крупные прокатные компании (Hertz, Europcar, Avis, Sixt и т.д.) имеют стойки прямо в аэропортах. Если вам не важен тип автомобиля и сойдет даже небольшой Smart, то теоретически можно взять машину по прилету, но лучше все же забронировать автомобиль заранее через интернет.
     На то есть несколько причин. Почти всегда при брони заранее вы получите автомобиль, который нужен именно вам, и, скорее всего, заплатите чуть меньше, чем при запросе в аэропорту. Забронировать прокатный автомобиль очень просто. Нужно зайти на официальный сайт компании-прокатчика и заполнить соответствующую форму, в которой указать город, где вы будете брать автомобиль, модель и время запроса. Кстати, на многих сайтах в настройках уже можно выбрать русский язык.
     Если привычной формы оказалось недостаточно, то на том же сайте нужно найти e-mail для обратной связи, вспомнить базовый школьный английский и отправить письмо с указанием всевозможных деталей. Вы едете с семьей в горы кататься на лыжах? Не забудьте написать, что вам нужна зимняя резина или цепи, и узнайте, есть ли за это дополнительная наценка. Нужен небольшой экономичный автомобиль, чтобы съездить в соседний город на один день? Так и напишите! Не забудьте упомянуть, планируете ли вы ездить только в одной стране или пересекать границу. Даже если речь идет о странах Евросоюза, это может сыграть свою роль и повлиять на цену аренды автомобиля! Есть и другие интересные нюансы. Например, выясняется что при бронировании на испанском сайте Hertz.es вы получаете автомобиль с ограничением пробега (4200 км при аренде на 2 недели), а если арендовать то же авто на российском Hertz.ru или, скажем, через немецкий Hertz.de, то никакого ограничения нет. Правда, и цены на испанском варианте Hertz будут чуть ниже... Именно поэтому при изучении всех предложений попробуйте воспользоваться различными сайтами одной и той же фирмы. Экспериментируйте и с местом получения автомобиля — иногда у одной и той же конторы в аэропорту прибытия взять машину гораздо дороже, чем в городе. Хотя бывает и наоборот. Как за границей взять автомобиль в аренду? Однако мы рекомендуем не пренебрегать еще одним способом аренды — через специализированные сайты с сервисом сравнения. (Например, www.carrentals.com, www.economycarrentals.com, www.economybookings.com, www.billiger-mietwagen.de) Во-первых, прямо на сайте вы можете сопоставить стоимость того или иного автомобиля в различных компаниях. Во-вторых, как правило, бронировать на подобных сайтах обычно дешевле, чем напрямую. К примеру, разница в стоимости одного и того же автомобиля компакт-класса может составлять до 10-15 евро!
     Но не забывайте, что в каждой стране есть свои национальные прокатные компании. Нередко они расположены не так удобно, как мировые лидеры, и до места стоянки часто приходится добираться на автобусе (обычно бесплатном). Однако цены в таких фирмах зачастую гораздо интереснее. Иногда на 30-50%. А что насчет маленьких компаний, которые расположены при отелях или в пляжной зоне? Принято писать, что брать машины в таких фирмах очень опасно. Но это далеко не всегда. Автомобили у них часто имеют нормальные страховки, их техническое состояние обычно в норме, а, скажем, детское кресло вам и вовсе могут дать бесплатно. Но опыт показывает, что брать машину в таких конторах имеет смысл лишь в том случае, если вы арендуете авто на 1-2 дня (причем желание покататься на машине носит спонтанный характер). При более длительных сроках обычно выгоднее и безопаснее общаться с крупными компаниями.
     Важный момент: при аренде не стесняйтесь переспросить, если вы чего-то не поняли. Даже если у вас неидеальные знания языка, это будет гораздо лучше, чем оказаться в неприятной ситуации после получения машины.
     И, повторим еще раз, бронируйте автомобиль заранее. Ведь иногда желаемой модели или аналога может просто не оказаться в наличии: у иностранцев тоже бывают каникулы и праздники, во время которых автомобилей того или иного типа может просто не оказаться из-за большого спроса. Страховка: чем больше, тем лучше. Принципы страхования в большинстве стран чем-то напоминают наши: есть обязательное страхование, есть добровольное. Как правило, чтобы взять автомобиль напрокат, вам понадобится кредитная карточка — по крайней мере, в развитых странах. С ее помощью вы оплатите аренду автомобиля, а еще отдельную сумму у вас заблокируют в качестве вашей личной ответственности (франшизы). В зависимости от класса и типа машины эта сумма может составлять от 300 до 1200 евро. Не беспокойтесь, эти деньги вам вернут через несколько недель после того, как вы вернете автомобиль. Но помните — чаще всего карточку системы Visa Electron или MasterCard Maestro у вас могут не принять!
     Однако, страховку прокатного автомобиля можно расширить. К примеру, полное каско обойдется приблизительно в 10-20 евро в день (чем дольше аренда — тем ниже тарифы), однако даст вам полную гарантию спокойствия. Застраховать здоровье водителя и пассажиров можно всего за 5-10 евро в день, и в большинстве случаев это стоит сделать. Конечно, аварии в Европе и США происходят реже, но случиться может всякое, особенно, если берете машину на длительный срок.
     Обязательно узнавайте, что именно покрывает страхование. В некоторых компаниях аренда автомобиля может быть дешевле, однако условия договора не обеспечивают, скажем, страхование от угона — за это придется доплатить по 5 евро в сутки. Не забудьте также поинтересоваться, действует ли ваша страховка в соседних странах, если собираетесь их посетить, а также уточните, кто именно допущен к управлению арендуемым транспортным средством. Обычно допуск к управлению еще одного водителя обойдется в 8-12 евро. Общий принцип: чем больше позиций покрывает страховка, тем лучше для вас.
     Помните также, что в последнее время даже крупные компании с мировым именем вводят ограничение по пробегу. Причем чем больше дней вы хотите ездить на машине, тем меньше вам дается ежедневного пробега. Если при аренде на 1-3 дня ограничение обычно составляет 350-400 км в день (а чаще всего, его вовсе нет), то когда вы берете машину на месяц, то в сутки вам разрешат «бесплатно» проезжать 100-150 км (далее за каждый километр придется доплачивать 0,1-0,3 евроцента — таким образом, каждые 100 км стоят 10-30 евро.
     Кроме того, зачастую крупные компании не сдают в аренду автомобили водителям младше 21 года и со стажем вождения меньше года, а если вы моложе 25 лет и стаж вождения у вас менее 2-4 лет, то с вас могут потребовать и доплату (4-9 евро в сутки). Допоборудование — важная составляющая цены. Вы путешествуете с детьми и вам нужно детское кресло? Боитесь заблудиться и поэтому хотите взять навигатор? Едете в горы и без зимней резины не обойтись? Узнайте, во сколько вам обойдется то или иное оборудование. Зачастую ненужных трат можно просто избежать! К примеру, аренда навигатора обойдется примерно в 50-70 евро за неделю, в то время как за эти же деньги можно вполне легально купить карты для навигатора, привезенного из дома. Примерно в столько же обойдется и закачка карт для iPhone.
     А, скажем, зимняя резина далеко не во всех странах является обязательной и вообще может обойтись в копеечку. К примеру, если вы хотите поехать на прокатном авто в горы на севере Италии, лучше это сделать со стороны Австрии или Германии, ведь там зимняя резина в ходу практически на всех авто. Разница в стоимости аренды автомобиля из-за такого допоборудования может составить 150-300 евро, и иногда бывает выгоднее даже пересмотреть свой маршрут.
     Следим за часами. Под стандартным днем в договоре аренды автомобиля как правило подразумевается 24 часа. Поэтому, когда вы берете машину, важно помнить о времени. К примеру, если вы оплатили аренду на один день и забрали автомобиль в 10:00, отдать его вы должны в то же время следующего дня, хотя зачастую у компаний и действует бесплатный дополнительный час приема. Помните, даже небольшая просрочка может послужить поводом засчитать вам целый неоплаченный день! Точность — конечно же, вежливость королей, но иногда на возврат автомобиля лучше приехать чуть-чуть пораньше, чтобы избежать ненужных проблем.
     Кстати, отдавать машину совсем необязательно в том же месте, где вы её взяли. Однако другой пункт сдачи автомобиля прибавит к стоимости аренды еще лишние 20-40 евро. Но это — если вы остаетесь в границах одной страны. Стоит вам уехать в другое государство, как доплата возрастает до 120-140 евро и больше! Таким образом, поездить по территории одной страны и оставить машину в другом городе имеет смысл, а вот оставлять автомобиль в пункте приема в другой стране мы вам не советуем.
     Топливо. Еще один немаловажный момент — заправка автомобиля. Обычно существует две системы: full-empty и full-full, то есть «полный бак-пустой бак» и «полный бак-полный бак». В первом случае, вы получаете автомобиль с полным баком, но с вас берут деньги за первую заправку. А вот возвращать машину полностью заправленной необязательно. Более того, мы не рекомендуем этого делать, ведь тогда вы фактически дарите топливо прокатчикам, которые не вернут вам потраченные деньги. Да и стоимость «первой заправки» зачастую оказывается гораздо выше реальных цен на топливо. Отметим лишь, что такая система встречается, как правило, в южных странах.
     Совсем иначе обстоит ситуация в системе full-full. В этом случае, вы также получаете полностью заправленный автомобиль, однако должны вернуть машину с полным баком. Минус этой системы заключается в том, что недостача топлива грозит дополнительными расходами, к тому же перед возвратом автомобиля вам надо найти АЗС. Однако этот вопрос легко решается — достаточно спросить у представителей компании-арендодателя, где находится ближайшая заправка. Да и заправив автомобиль самостоятельно, можно быть точно уверенным в ценах на топливо. На всякий случай рекомендуем также сохранить чек после последней заправки — он может стать неплохим подспорьем при возникновении спорных ситуаций.
     Кстати, о топливе. Если вы не летите в нефтедобывающие арабские страны, а едете в Европу, рекомендуем вам брать в аренду дизельные автомобили с механической коробкой передач. К примеру, автомобиль с «автоматом» может обойтись вам в 80-100 евро в день против 40-60 евро за машину с «механикой»! http://auto.mail.ru/article.html?id=43132
     Расход топлива дизельных машин с «механикой» ниже, чем у бензиновых, что также актуально для кошелька. Ведь как бы мы ни жаловались на цены на бензин, но в России топливо одно из самых дешевых, чего не скажешь о Европе. Добавим лишь, что бюджетные компании иногда берут дополнительный сбор за дизельный двигатель. Обычно он небольшой и составляет около 2-3 евро в день и полностью себя окупает за счет экономии на топливе. Водительское удостоверение. Конечно же, без действительного водительского удостоверения никакой автомобиль напрокат вам не дадут. Поэтому не забудьте взять его с собой. В большинстве стран Европы действует так называемая «Венская конвенция о дорожном движении», которую признает и Россия. Это означает, что в этих странах проблем с нашими правами быть не должно, по крайней мере, с удостоверениями нового образца розового цвета, выдаваемыми с 2011 года.
     Однако мы все же рекомендуем получить и так называемое международное водительское удостоверение (МВУ). И вот почему. Во-первых, это гарантирует отсутствие проблем с правами старого образца, причем как с пластиковыми, так и с бумажными. Во-вторых, с МВУ наше национальное водительское удостоверение действует и в странах, подписавших «Женевскую конвенцию о дорожном движении», в которую, к примеру, входят США и Япония. Более подробно о том, как получить заветную книжицу, вы можете узнать в разделе «Международное водительское удостоверение». Кроме того, рекомендуем прочитать раздел «Полезная информация. Как получить права».
     Навязывание услуг. Аренда автомобиля — точно такая же услуга, как и многие другие. А значит — раздолье для менеджеров по продажам! Иногда представители арендных компаний пытаются заработать, предложив клиентам услугу, которую они не заказывали. Конечно, допуслуга может оказаться и оправданной, как в случае со страховкой. Но иногда стоит задуматься — а действительно ли вам нужно то, что предлагают? К примеру, вы заказывали один автомобиль, а вам предлагают за доплату взять другой, более высокого класса. Если менеджер мотивирует такое предложение заботой (например, говорит, что у вас слишком много багажа для выбранной модели), не поленитесь сравнить обе модели.
     И главное, помните — если забронированного автомобиля нет в наличии, никто не может вас заставить платить за более дорогую модель. В крайнем случае, можно и поменять прокатную компанию, ведь конкуренты такой фирмы наверняка обрадуются внезапно появившемуся клиенту.
     Повреждения и грязь. Если вам предлагают взять грязный или поцарапанный автомобиль, выходов может быть два: или попросите заменить машину, или укажите факт повреждения или немытого кузова в договоре. Ни в коем случае не надейтесь на «авось» — при приемке, скорее всего, будут работать совсем другие люди, и вашим аргументам, не подкрепленным письменно, они не поверят.
     ПДД и штрафы. В поездках на автомобиле за границей не стоит забывать о соблюдении правил дорожного движения. Штрафы за границей почти всегда значительно выше российских, и будьте уверены— вам их обязательно выпишут в случае нарушения, ведь система наказания в Европе и США работает гораздо лучше нашей. В случае, если вас оштрафовали, квитанция придет в прокатную компанию, и она спишет деньги с вашей карточки. Более того — в некоторых фирмах существуют еще и дополнительные санкции за услугу оплаты штрафа, которые составляют около 30 евро. Поэтому соблюдайте ПДД!
     Чаще всего наших соотечественников наказывают за нарушения правил парковки, неоплату проезда по дорогам и превышение скоростного режима. Более подробно об этом вы можете прочитать в заметке «Штраф за границей». Все ходы записаны. Самый главный совет, который стоит дать человеку, берущему машину за границей, — внимательно читать условия договора. Как правило, договор на аренду дублируется на английском языке, но не поленитесь узнать — бывает и так, что в том или ином городе есть и русская версия текста. И помните: главное — никогда не терять голову, и тогда поездка на автомобиле за границей подарит истинное удовольствие. http://auto.mail.ru/info/ru/na_avtomobile_za_granicei/shtraf_za_granicei/
     Штраф за границей. При путешествии на автомобиле за границей будьте готовы к тому, что вас могут оштрафовать. Чаще всего наших соотечественников наказывают за нарушения правил парковки, неоплату проезда по дорогам и превышение скоростного режима. Следует помнить, что в Европе погрешность радара обычно не превышает 5 км/ч. И если вы превысите скорость, скажем, на 6 км/ч, то вам выпишут штраф (чаще всего нарушение скоростного лимита будет зафиксировано при помощи камер, которых на европейских дорогах очень много). Что касается нарушений правил парковки, то обычно наши туристы получают штрафы исключительно из-за незнания особенностей местных законов и неправильного прочтения дорожных знаков.
     Штрафы за нарушение ПДД за границей серьезные. Будьте готовы к тому, что за случайное нарушение правил парковки вам могут выписать 40-80 евро. Превышение скорости на 10-40 км/ч в Италии может обойтись в сумму до 674 евро, а если ехать во Франции на 60 км/ч быстрее положенного, то вы получите квитанцию на 1500 евро!
     Как же заплатить штраф, который вам выписали за границей? Если вы имеете квитанцию на руках, то лучше всего немедленно направиться в банк (иногда на почту) и погасить задолженность (в некоторых странах штраф можно оплатить прямо полицейским). Следует помнить — при оплате в течение 7-15 дней после нарушения водителю, как правило, предоставляется существенная скидка (а после 30-60 дней начисляются пени). Например, во Франции превышение скорости на 20 км/ч «стоит» 68 евро, при оплате в течение 15 дней сумма уменьшается до 45 евро. Но стоит не заплатить штраф за 45 дней, как сумма наказания автоматически увеличится до 180 евро!
     А если нарушение было зафиксировано при помощи камер видеонаблюдения? Придет ли штрафная квитанция по почте на ваш домашний адрес при путешествии на своей машине? Во многом это зависит от страны — швейцарская полиция работает настолько четко, что «письмо счастья» найдет вас даже у нас. А, скажем, при нарушении ПДД в Финляндии будьте готовы получить штрафную квитанцию при выезде из страны. Если все-таки квитанция пришла, то что с ней делать? Оплачивать как можно быстрее, ведь пока письмо добиралось до вас, все сроки оплаты, наверняка, уже прошли! Пугаться этого не надо — после оплаты напишите электронное письмо в полицию того региона, где вас оштрафовали, с описанием проблемы (живу в другой стране, письмо со штрафом только что пришло). Опыт показывает, что этого часто бывает достаточно. Имейте в виду, что наши банки могут взять очень большую комиссию за перевод денег — от 15 до 40 евро при штрафе в 50 евро! Кстати, полиция некоторых стран предоставляет возможность оплатить штраф на своем сайте при помощи банковской карточки.
     Несколько проще обстоят дела с оплатой штрафов в том случае, если вы были за рулем прокатного автомобиля. Обычно компании просто-напросто списывают сумму штрафа с вашего залога, который был заблокирован на счете при получении автомобиля. А что если не оплатить штраф? В отличие от местных жителей, вас не могут посадить в тюрьму за это преступление или арестовать имущество. Но вы очень рискуете не получить в следующий раз визу. И это не просто «пугалка».