Владимир Симиндей выпустил в свет научную монографию «Огнем, штыком и лестью. Мировые войны и их националистическая интерпретация в Прибалтике».
     Свои впечатления от чтения латышских учебников истории Симиндей изложил следующим образом: Ливонская война принесла „неслыханные бедствия латышскому народу“: были „полностью разграблены и сожжены“ не только замки и немецкие поместья, но и крестьянские хозяйства латышей, а их самих „безжалостно убивали“. Лишь из-за плохой организации русские вынуждены были уступить Ливонию Речи Посполитой и Швеции. Латышские крестьяне получили, помимо оставшихся немецких баронов, еще и новых господ, а вольный город Рига сдался полякам. При изложении материала о развертывании Северной войны между Россией и Швецией, по итогам которой к России была присоединена территория Видземе, акцент делается на заявлении царя Петра I о том, что он „прорубит окно в Европу“, а также на „опустошительном“ вторжении в Лифляндию (Видземе).
     При этом, в 1817-м и 1819 гг. крестьяне, соответственно, Курляндии и Лифляндии стали лично свободными, но безземельными. Такие действия властей породили череду крестьянских восстаний и в последующем — массовый переход крестьян в православие (в надежде на землю), а также отток сельского населения в города. Только в 1849 г. правительством был серьезно ограничен произвол помещиков и введено право выкупа земли: „Помещикам следовало смириться с мыслью, что латышским крестьянам может принадлежать земля“. В 1861 г. крепостное право было отменено и в Латгалии. Отмена крепостного права и барщины, дозволение выкупать землю и хутора, проведенные царским правительством реформы управления, первые ростки „духовного возрождения“ „постепенно ликвидировали прежнее бесправное положение латышей“. Росло благосостояние крестьян, которые начали отдавать своих детей в высшие учебные заведения, читали книги и календари. Индустриализация в прибалтийских губерниях, во второй половине XIX века превратившая Ригу в третий по величине промышленный центр Российской империи, привела к социальной напряженности, способствовала распространению социалистических идей.
     «Сложные и противоречивые события Гражданской войны, немецкой оккупации и иностранной интервенции на территории Латвии сводятся к понятию «Освободительная борьба». Попытка латышских коммунистов вернуть власть в Латвии в 1918—1919 гг. трактуется как проявление российско-большевистского «империализма». Упоминается о введении советской властью бесплатной медицинской помощи и образования, основании Латвийского университета, Латвийской академии художеств и Художественного музея во главе с видным живописцем Вильгельмом Пурвитисом. Правительство Советской Латвии пало под ударами немецких вооруженных сил, специально оставленных Англией, Францией и США для борьбы с большевиками, а также созданных «латышских национальных войск», — пишет Владимир Симиндей.
     Симиндей указывает, что внедрение официальной доктрины приносит противоречивые плоды. «По данным социологического исследования, проведенного в 2008 г. при поддержке „Фонда Сороса — Латвия“, лишь 26% учащихся 12-х классов русских школ считают содержание учебников, касающееся вопросов истории ХХ века, объективным, тогда как среди латышских сверстников таковых насчитывается 65% (выборка составила 400 респондентов). Обращают на себя внимание ответы выпускников латвийских школ на вопрос о том, как следует оценивать вступление немецких войск на территорию Латвии в июне 1941 г. Так, у латышских школьников сформировались следующие представления: „немцы освободили Латвию“ — 8%, „немцы оккупировали Латвию“ — 45%, „немцы и оккупировали, и освободили Латвию“ — 42%. Иную раскладку дают ответы русских школьников: „немцы освободили Латвию“ — 3%, „немцы оккупировали Латвию“ — 81%, „немцы и оккупировали, и освободили Латвию“ — 15%. Схожие различия наблюдаются и в оценках вступления на территорию Латвии войск Красной армии в 1944—1945 гг. Представления латышских школьников разделились следующим образом: „войска Красной армии освободили Латвию“ — 12%, „оккупировали Латвию“ — 62%, „одновременно освободили и оккупировали“ — 20%. Неудивительно, что в этих условиях 72% латышских старшеклассников позитивно относятся к ежегодному проведению 16 марта „дня памяти латышских легионеров Ваффен-СС“. При этом большинство русских школьников придерживается иных взглядов: „войска Красной армии освободили Латвию“ — 65%, „оккупировали Латвию“ — 5%, „одновременно освободили и оккупировали“ — 25%», — информирует эксперт.